Слухи о гигантских сказочных орехах в Средние века ходили по обширнейшим пространствам. Погибшие орехи океанские волны выносили к берегам Индии, Африки, Суматры, Явы, Мальдивских островов. Поскольку люди никогда не видели их растущими на суше, возникло поверье, что это морские деревья дают такие плоды, поэтому и назвали их «морскими кокосами»
Коко де мер стоил в те времена целого состояния. За плод расплачивались золотом, умещавшимся в его скорлупе. Средневековые знахари приписывали морскому кокосу невероятные полезные свойства: он лучше любых лекарств устранял практически любые хворобы, возвращал и преумножал мужскую силу, выступал незаменимым средством против ядов, паралича, эпилепсии, колик и прочих нервных заболеваний, несварения желудка, в общем, считался просто панацеей. В ход шла как тело ореха, так и скорлупа.
На Мальдивских островах приплывающие «кокосы любви» считались собственностью вождей местных племен и тем, кто рисковал скрыть находку, безжалостно отрубали руки.
В конце XVI века Рудольф II Австрийский, император Священной Римской империи, объявил, что отдаст за один орех 4000 золотых флоринов. Но ни один из владельцев ореха не прельстился ценой. В конце концов Рудольфу пришлось довольствоваться кубком, вырезанным из скорлупы морского кокоса.
До России орехи добрались в семнадцатом веке, но позволить их себе мог только царь, расплачиваясь за каждый орех сотнями драгоценных соболей. Из ореховой скорлупы вырезались братины, ковши, ароматницы.
Сейшельский орех — плод веерной пальмы лодоицеи мальдивской, самый знаменитый эндемик* Сейшел. Известен также как морской кокос, мальдивский орех, коко де мер. Размеры «орешка» поражают – в обхвате орешек бывает больше метра, до полуметра длиной и вес его может превышать 25 килограмм.
Ботаники находят сейшельскую пальму столь же восхитительной, как и калифорнийская секвойя, ливанский кедр и африканский баобаб. Скорость роста этого растения крайне низка: из помещенного в грунт семени первый росток появляется только через год, плодоносить она начинает через четверть века, для созревания плоду необходимо от семи до десяти лет, а десятиметрового роста достигает через две сотни лет. Еще несколько сотен лет потребуется сейшельской пальме, чтобы вырасти до тридцати метров. Зато она — долгожитель: всего двухсот лет не дотягивает дерево до тысячелетнего возраста.
Деревья сейшельского ореха, в отличие от большинства других видов пальм, являются разнополыми. Завязь женского цветка после опыления развивается в покрытую толстой зеленой кожурой двойную костянку. Свежие орехи тяжелее воды, поэтому тонут, оказавшись в океане и теряют способность к прорастанию, в связи с чем не могут переноситься на другие континенты морскими течениями, как, например, плоды пальмы Cocos Nucifera.
В наши дни плантации этого дивного растения занимают около двадцати гектар, на которых произрастает примерно четыре тысячи деревьев. Каждое дерево приносит не больше тридцати плодов в год, а всего за год собирают около трех тысяч орехов. Каждый плод нумеруется и вывозится только при наличии сертификата, удостоверяющего покупку продукта у официального продавца. Цена «орешка» колеблется от 250 до 300 долларов, но крупные экземпляры бывают многократно дороже. Из целых орехов местные умельцы вырезают шкатулки и даже сундуки, из мелких частей «прасленский фаянс» — тарелки, чаши, фляжки и другие достаточно изящные поделки.
Морской кокос вне конкуренции как символ и талисман Сейшел. Он находится на вершине монумента независимости. «Мать» ореха — высокая стройная пальма — в окружении птицы, черепахи и рыб находится на гербе республики.
*Эндемик (от греч. — местный) — биологический таксон, обитающий на относительно ограниченном ареале. Обитание в ограниченном ареале называется эндемизмом. Ограничены ареалы эндемиков климатическими, биотическими или геологическими барьерами. Эндемичными формами наиболее богаты океанические острова, изолированные водоемы и горные долины.